Ведомственная заправочная станция: какой формат выбрать для вашего предприятия
15 декабря 2025
Предприятия с собственным автопарком, строительной или сельскохозяйственной техникой тратят миллионы рублей на топливо ежегодно. Закупки на коммерческих АЗС обходятся на 15−25% дороже оптовых поставок, а контроль расхода топлива и учёт остаются проблемой. Ведомственная заправочная станция — это собственная АЗС на территории предприятия для заправки только корпоративного транспорта, которая окупается за 6−18 месяцев и снижает затраты на топливо до 500 000 рублей ежемесячно.
Предприятия с собственным автопарком, строительной или сельскохозяйственной техникой тратят миллионы рублей на топливо ежегодно. Закупки на коммерческих АЗС обходятся на 15−25% дороже оптовых поставок, а контроль расхода топлива и учёт остаются проблемой. Ведомственная заправочная станция — это собственная АЗС на территории предприятия для заправки только корпоративного транспорта, которая окупается за 6−18 месяцев и снижает затраты на топливо до 500 000 рублей ежемесячно.
Что такое ведомственная заправочная станция
Ведомственная (внутриведомственная) АЗС — это заправочная станция, размещённая на территории предприятия и предназначенная исключительно для заправки транспортных средств этой организации. В отличие от коммерческих АЗС, ведомственные станции не обслуживают сторонних клиентов и работают по внутренним талонам или электронным картам учёта.
Основные преимущества ведомственной заправочной станции: закупка топлива оптом напрямую у поставщиков с экономией 3−10 рублей на литре, полный контроль расхода топлива через автоматизированные системы учёта, отсутствие необходимости отправлять технику на сторонние АЗС с простоями и потерей времени. Ведомственные станции могут работать в автоматическом режиме без постоянного присутствия операторов — заправка происходит по электронным картам с фиксацией каждой операции.
Для ведомственных АЗС чаще всего используются контейнерные автозаправочные станции (их называют КАЗС), мини-АЗС и модульные решения (модульная автозаправочная станция, МАЗС) — они не требуют капитального строительства и монтируются за 3−7 дней.
Что такое ведомственная заправочная станция
Ведомственная (внутриведомственная) АЗС — это заправочная станция, размещённая на территории предприятия и предназначенная исключительно для заправки транспортных средств этой организации. В отличие от коммерческих АЗС, ведомственные станции не обслуживают сторонних клиентов и работают по внутренним талонам или электронным картам учёта.
Основные преимущества ведомственной заправочной станции: закупка топлива оптом напрямую у поставщиков с экономией 3−10 рублей на литре, полный контроль расхода топлива через автоматизированные системы учёта, отсутствие необходимости отправлять технику на сторонние АЗС с простоями и потерей времени. Ведомственные станции могут работать в автоматическом режиме без постоянного присутствия операторов — заправка происходит по электронным картам с фиксацией каждой операции.
Для ведомственных АЗС чаще всего используются контейнерные автозаправочные станции (их называют КАЗС), мини-АЗС и модульные решения (модульная автозаправочная станция, МАЗС) — они не требуют капитального строительства и монтируются за 3−7 дней.
Ведомственная контейнерная заправочная станция на производственной площадке — готовое решение за неделю
Форматы ведомственных заправочных станций
Контейнерная заправочная станция (КАЗС)
Ведомственная контейнерная автозаправочная станция — это готовый заправочный комплекс с резервуаром для топлива, топливораздаточной колонкой и системой управления. Контейнерная АЗС поставляется полностью готовой к работе — требуется только подключение к электросети и заземление.
Объёмы резервуаров в контейнерных заправочных станциях: от 5 до 60 м³, количество видов топлива: от 1 до 4. Резервуары могут быть одностенными или двустенными — для размещения в населённых пунктах обязательны двустенные с межстенным контролем утечек. Заправочные станции комплектуются автоматическими ТРК с системой учёта по картам или талонам, что полностью исключает воровство топлива.
Преимущества контейнерной АЗС: мобильность (можно перевезти на другой объект), быстрый монтаж, компактность, полная автоматизация учёта. Недостатки: ограничение по объёму резервуара в населённых пунктах до 40 м³ согласно нормативам.
Форматы ведомственных заправочных станций
Контейнерная заправочная станция (КАЗС)
Ведомственная контейнерная автозаправочная станция — это готовый заправочный комплекс с резервуаром для топлива, топливораздаточной колонкой и системой управления. Контейнерная АЗС поставляется полностью готовой к работе — требуется только подключение к электросети и заземление.
Объёмы резервуаров в контейнерных заправочных станциях: от 5 до 60 м³, количество видов топлива: от 1 до 4. Резервуары могут быть одностенными или двустенными — для размещения в населённых пунктах обязательны двустенные с межстенным контролем утечек. Заправочные станции комплектуются автоматическими ТРК с системой учёта по картам или талонам, что полностью исключает воровство топлива.
Преимущества контейнерной АЗС: мобильность (можно перевезти на другой объект), быстрый монтаж, компактность, полная автоматизация учёта. Недостатки: ограничение по объёму резервуара в населённых пунктах до 40 м³ согласно нормативам.
Ведомственная контейнерная АЗС (КАЗС) на производстве
Мини автозаправочная станция
Ведомственная мини-АЗС — это компактная заправочная станция меньших объёмов, предназначенная для небольших автопарков или удалённых объектов. По сути, это тот же формат контейнерной заправочной станции, но с меньшим объёмом резервуара и упрощённой комплектацией.
Мини заправочная станция подходит для предприятий с небольшим автопарком, строительных площадок, карьеров, удалённых производств. Заправка происходит через стандартные ТРК, система учёта работает по электронным картам или талонам. Стоимость мини-АЗС начинается от 1 000 000 рублей в базовой комплектации.
Мини автозаправочная станция
Ведомственная мини-АЗС — это компактная заправочная станция меньших объёмов, предназначенная для небольших автопарков или удалённых объектов. По сути, это тот же формат контейнерной заправочной станции, но с меньшим объёмом резервуара и упрощённой комплектацией.
Мини заправочная станция подходит для предприятий с небольшим автопарком, строительных площадок, карьеров, удалённых производств. Заправка происходит через стандартные ТРК, система учёта работает по электронным картам или талонам. Стоимость мини-АЗС начинается от 1 000 000 рублей в базовой комплектации.
Ведомственная мини заправочная станция на производстве у нашего клиента
Модульная автозаправочная станция (МАЗС)
Модульная заправочная станция — это формат ведомственной АЗС, где резервуары и технологический отсек (с ТРК и системой управления) вынесены в отдельные модули и размещаются раздельно на территории. Такой формат автозаправочной станции используется, когда на одной территории находятся несколько предприятий или когда требуется разместить большой объём топлива с несколькими точками раздачи.
Модульные заправочные станции позволяют гибко конфигурировать заправочную инфраструктуру: резервуары можно размещать в одной зоне, а топливораздаточные островки — в другой, удобной для заправки техники. Объём резервуаров в модульной АЗС не ограничен — можно установить от 20 до 200 м³ суммарного объёма.
Преимущества модульной заправочной станции: гибкость размещения, большие объёмы хранения топлива, возможность установки нескольких ТРК для одновременной заправки. Недостатки: требуется больше места на территории, сложнее монтаж по сравнению с контейнерной АЗС.
Модульная автозаправочная станция (МАЗС)
Модульная заправочная станция — это формат ведомственной АЗС, где резервуары и технологический отсек (с ТРК и системой управления) вынесены в отдельные модули и размещаются раздельно на территории. Такой формат автозаправочной станции используется, когда на одной территории находятся несколько предприятий или когда требуется разместить большой объём топлива с несколькими точками раздачи.
Модульные заправочные станции позволяют гибко конфигурировать заправочную инфраструктуру: резервуары можно размещать в одной зоне, а топливораздаточные островки — в другой, удобной для заправки техники. Объём резервуаров в модульной АЗС не ограничен — можно установить от 20 до 200 м³ суммарного объёма.
Преимущества модульной заправочной станции: гибкость размещения, большие объёмы хранения топлива, возможность установки нескольких ТРК для одновременной заправки. Недостатки: требуется больше места на территории, сложнее монтаж по сравнению с контейнерной АЗС.
Ведомственная заправочная станция на территории горнодобывающего предприятия
Заправочные станции с открытым и закрытым техотсеком
Контейнерные заправочные станции выпускаются в двух вариантах исполнения технологического отсека: с открытым и закрытым.
Заправочная станция с закрытым техотсеком — классический формат, где все элементы (резервуар, насосная группа, фильтры, система управления) размещены внутри металлического контейнера. Топливораздаточная колонка может быть встроена в контейнер или вынесена на небольшом островке. Закрытый техотсек защищает оборудование от осадков, низких температур и вандализма.
Заправочные станции с открытым и закрытым техотсеком
Контейнерные заправочные станции выпускаются в двух вариантах исполнения технологического отсека: с открытым и закрытым.
Заправочная станция с закрытым техотсеком — классический формат, где все элементы (резервуар, насосная группа, фильтры, система управления) размещены внутри металлического контейнера. Топливораздаточная колонка может быть встроена в контейнер или вынесена на небольшом островке. Закрытый техотсек защищает оборудование от осадков, низких температур и вандализма.
Ведомственная заправочная станция с закрытым техотсеком перевозится клиенту
Заправочная станция с открытым техотсеком — формат, где топливораздаточная колонка и часть оборудования вынесены за пределы контейнера на открытую площадку. Резервуар остаётся внутри контейнера, но доступ к ТРК проще. Такой формат дешевле на 10−15% и занимает меньше места на территории.
Выбор зависит от климатических условий и требований безопасности: в северных регионах предпочтительнее закрытый техотсек, в южных — допустим открытый.
Заправочная станция с открытым техотсеком — формат, где топливораздаточная колонка и часть оборудования вынесены за пределы контейнера на открытую площадку. Резервуар остаётся внутри контейнера, но доступ к ТРК проще. Такой формат дешевле на 10−15% и занимает меньше места на территории.
Выбор зависит от климатических условий и требований безопасности: в северных регионах предпочтительнее закрытый техотсек, в южных — допустим открытый.
Ведомственная заправочная станция с открытым техотсеком на предприятии
Типы исполнения контейнера заправочной станции
Контейнерные заправочные станции различаются не только по расположению техотсека, но и по типу самого контейнера, в котором размещается оборудование.
Заправочная станция в морском контейнере — бюджетный вариант, где используется стандартный 20- или 40-футовый морской контейнер. Резервуар, насосная группа и автоматика устанавливаются внутрь готового контейнера. Преимущества: низкая стоимость (на 15−20% дешевле цельносварного), быстрое производство. Недостатки: ограниченная конфигурация, сложнее разместить большие резервуары, менее эстетичный внешний вид.
Типы исполнения контейнера заправочной станции
Контейнерные заправочные станции различаются не только по расположению техотсека, но и по типу самого контейнера, в котором размещается оборудование.
Заправочная станция в морском контейнере — бюджетный вариант, где используется стандартный 20- или 40-футовый морской контейнер. Резервуар, насосная группа и автоматика устанавливаются внутрь готового контейнера. Преимущества: низкая стоимость (на 15−20% дешевле цельносварного), быстрое производство. Недостатки: ограниченная конфигурация, сложнее разместить большие резервуары, менее эстетичный внешний вид.
Ведомственная заправочная станция в морском контейнере у клиента из топливного бизнеса
Заправочная станция в цельносварном (цельнометаллическом) контейнере — контейнер изготавливается на заводе специально под заправочную станцию с учётом всех требований к размещению оборудования. Металлический каркас сваривается из профильной трубы и обшивается листовой сталью. Преимущества: любая конфигурация под задачу, оптимальное размещение резервуаров и оборудования, эстетичный вид, возможность брендирования. Недостатки: стоимость выше на 15−20% по сравнению с морским контейнером.
Заправочная станция в цельносварном (цельнометаллическом) контейнере — контейнер изготавливается на заводе специально под заправочную станцию с учётом всех требований к размещению оборудования. Металлический каркас сваривается из профильной трубы и обшивается листовой сталью. Преимущества: любая конфигурация под задачу, оптимальное размещение резервуаров и оборудования, эстетичный вид, возможность брендирования. Недостатки: стоимость выше на 15−20% по сравнению с морским контейнером.
Ведомственная заправочная станция в сварном контейнере на предприятии
Заправочная станция в контейнере из профлиста — облегчённый вариант, где каркас обшивается профилированным листом вместо плоской стали. Такое исполнение дешевле цельносварного на 10−15%, но менее прочное и менее презентабельное. Подходит для временных объектов или удалённых площадок, где эстетика не критична.
Заправочная станция в контейнере из профлиста — облегчённый вариант, где каркас обшивается профилированным листом вместо плоской стали. Такое исполнение дешевле цельносварного на 10−15%, но менее прочное и менее презентабельное. Подходит для временных объектов или удалённых площадок, где эстетика не критична.
Доставка ведомственной заправочной станции в контейнере из профлиста
Выбор типа контейнера зависит от бюджета, требований к внешнему виду и условий эксплуатации. Для постоянного размещения на территории предприятия рекомендуется цельносварной контейнер — он долговечнее и выглядит солиднее. Для временных объектов или жёстких бюджетных ограничений подойдёт морской контейнер.
Выбор типа контейнера зависит от бюджета, требований к внешнему виду и условий эксплуатации. Для постоянного размещения на территории предприятия рекомендуется цельносварной контейнер — он долговечнее и выглядит солиднее. Для временных объектов или жёстких бюджетных ограничений подойдёт морской контейнер.
💡 Не знаете, какой формат ведомственной заправочной станции выбрать для вашего предприятия?
Пройдите опрос — наши инженеры бесплатно рассчитают оптимальный формат, объём резервуара и подготовят коммерческое предложение с учётом ваших задач.
Реальная экономика ведомственной заправочной станции
Экономия на закупках топлива
Закупка топлива оптом напрямую у поставщиков даёт экономию 3−10 рублей на каждом литре по сравнению с розничными ценами на коммерческих АЗС. Для предприятия с автопарком из 30 единиц техники и средним расходом 100 000 литров в месяц экономия составляет 300 000 — 1 000 000 рублей ежемесячно.
Дополнительная экономия достигается за счёт исключения воровства топлива: автоматизированный учёт по электронным картам фиксирует каждую заправку с привязкой к конкретному транспортному средству и водителю. Утечки и «левые» заправки исключены — расход топлива снижается на 15−20% в первые же месяцы работы ведомственной заправочной станции.
Расчёт окупаемости
Стоимость ведомственной контейнерной заправочной станции с резервуаром 20 м³, двумя видами топлива и автоматизированной системой учёта составляет от 1 800 000 до 2 500 000 рублей в зависимости от комплектации. При экономии 400 000 рублей в месяц срок окупаемости составляет 5−6 месяцев. При экономии 200 000 рублей в месяц — 9−12 месяцев.
Пример расчёта: транспортная компания с автопарком 40 грузовиков расходует 150 000 литров дизеля в месяц. Закупка на коммерческих АЗС по 60 рублей за литр — 9 000 000 рублей в месяц. Прямые поставки по 54 рублям за литр — 8 100 000 рублей. Экономия 900 000 рублей ежемесячно. Стоимость заправочной станции 2 200 000 рублей — окупаемость 2,5 месяца.
Реальная экономика ведомственной заправочной станции
Экономия на закупках топлива
Закупка топлива оптом напрямую у поставщиков даёт экономию 3−10 рублей на каждом литре по сравнению с розничными ценами на коммерческих АЗС. Для предприятия с автопарком из 30 единиц техники и средним расходом 100 000 литров в месяц экономия составляет 300 000 — 1 000 000 рублей ежемесячно.
Дополнительная экономия достигается за счёт исключения воровства топлива: автоматизированный учёт по электронным картам фиксирует каждую заправку с привязкой к конкретному транспортному средству и водителю. Утечки и «левые» заправки исключены — расход топлива снижается на 15−20% в первые же месяцы работы ведомственной заправочной станции.
Расчёт окупаемости
Стоимость ведомственной контейнерной заправочной станции с резервуаром 20 м³, двумя видами топлива и автоматизированной системой учёта составляет от 1 800 000 до 2 500 000 рублей в зависимости от комплектации. При экономии 400 000 рублей в месяц срок окупаемости составляет 5−6 месяцев. При экономии 200 000 рублей в месяц — 9−12 месяцев.
Пример расчёта: транспортная компания с автопарком 40 грузовиков расходует 150 000 литров дизеля в месяц. Закупка на коммерческих АЗС по 60 рублей за литр — 9 000 000 рублей в месяц. Прямые поставки по 54 рублям за литр — 8 100 000 рублей. Экономия 900 000 рублей ежемесячно. Стоимость заправочной станции 2 200 000 рублей — окупаемость 2,5 месяца.
Ведомственная заправочная станция обеспечивает полный контроль расхода топлива и экономию до миллиона рублей в месяц
Дополнительные выгоды
Экономия времени: техника заправляется на территории предприятия без выездов на сторонние АЗС — простои сокращаются на 1−2 часа в день на каждую единицу. Для автопарка из 30 машин это 30−60 часов продуктивной работы ежедневно.
Контроль качества топлива: при прямых поставках от проверенных поставщиков качество топлива стабильно — меньше ремонтов двигателей, увеличение срока службы техники. Полный учёт расхода по каждому водителю и единице техники позволяет выявлять перерасход и оптимизировать маршруты.
Дополнительные выгоды
Экономия времени: техника заправляется на территории предприятия без выездов на сторонние АЗС — простои сокращаются на 1−2 часа в день на каждую единицу. Для автопарка из 30 машин это 30−60 часов продуктивной работы ежедневно.
Контроль качества топлива: при прямых поставках от проверенных поставщиков качество топлива стабильно — меньше ремонтов двигателей, увеличение срока службы техники. Полный учёт расхода по каждому водителю и единице техники позволяет выявлять перерасход и оптимизировать маршруты.
Как выбрать формат ведомственной заправочной станции
Объём автопарка и расход топлива
Для небольшого автопарка с расходом до 20 000 литров в месяц подходит мини заправочная станция меньшего объёма. Для автопарка 15−50 единиц с расходом 20 000 — 100 000 литров в месяц оптимальна контейнерная заправочная станция с резервуаром 20−40 м³. Для крупных автопарков более 50 единиц с расходом свыше 100 000 литров — модульная заправочная станция с резервуарами 60−100 м³ и несколькими ТРК.
Площадь территории
Контейнерная заправочная станция занимает минимум места: стандартный контейнер 20 футов (6×2,4 метра) плюс зона безопасности 3−5 метров от зданий. Модульная автозаправочная станция требует больше пространства: отдельная зона для резервуаров и отдельная для топливораздаточного островка — суммарно от 50 до 150 м² в зависимости от конфигурации.
Климатические условия
В регионах с температурами ниже -20°C обязательна заправочная станция с закрытым техотсеком и системой подогрева топлива. В южных регионах допустим открытый техотсек — это дешевле и проще в обслуживании.
Количество видов топлива
Если предприятие использует только дизель — достаточно одного резервуара. Если автопарк смешанный (дизельные и бензиновые двигатели) — нужна заправочная станция с двумя резервуарами и двумя ТРК. Для крупных предприятий с разными видами техники может потребоваться 3−4 вида топлива — здесь подходит модульная АЗС.
Как выбрать формат ведомственной заправочной станции
Объём автопарка и расход топлива
Для небольшого автопарка с расходом до 20 000 литров в месяц подходит мини заправочная станция меньшего объёма. Для автопарка 15−50 единиц с расходом 20 000 — 100 000 литров в месяц оптимальна контейнерная заправочная станция с резервуаром 20−40 м³. Для крупных автопарков более 50 единиц с расходом свыше 100 000 литров — модульная заправочная станция с резервуарами 60−100 м³ и несколькими ТРК.
Площадь территории
Контейнерная заправочная станция занимает минимум места: стандартный контейнер 20 футов (6×2,4 метра) плюс зона безопасности 3−5 метров от зданий. Модульная автозаправочная станция требует больше пространства: отдельная зона для резервуаров и отдельная для топливораздаточного островка — суммарно от 50 до 150 м² в зависимости от конфигурации.
Климатические условия
В регионах с температурами ниже -20°C обязательна заправочная станция с закрытым техотсеком и системой подогрева топлива. В южных регионах допустим открытый техотсек — это дешевле и проще в обслуживании.
Количество видов топлива
Если предприятие использует только дизель — достаточно одного резервуара. Если автопарк смешанный (дизельные и бензиновые двигатели) — нужна заправочная станция с двумя резервуарами и двумя ТРК. Для крупных предприятий с разными видами техники может потребоваться 3−4 вида топлива — здесь подходит модульная АЗС.
Система ведомственных заправочных станций на территории крупного производства обеспечивает полную автономность
Типичные ошибки при выборе ведомственной заправочной станции
Занижение объёма резервуара
Частая ошибка — выбор резервуара «впритык» по текущему расходу без учёта роста автопарка. Резервуар должен обеспечивать запас топлива минимум на 2 недели работы — это исключает зависимость от графика поставок и даёт возможность закупать топливо крупными партиями с максимальной скидкой.
Отказ от автоматизированного учёта
Ведомственная заправочная станция без системы учёта по электронным картам — это возврат к талонам и ручному контролю. Воровство топлива, левые заправки, перерасход — всё это продолжается. Автоматизированный учёт окупается за 2−3 месяца только за счёт исключения утечек.
Одностенные резервуары в населённых пунктах
Одностенные резервуары запрещены для установки в населённых пунктах — требуются двустенные с межстенным контролем утечек. Экономия 150−200 тысяч рублей на одностенном резервуаре обернётся штрафами до 500 000 рублей при проверке и требованием демонтажа.
Игнорирование противопожарных требований
Ведомственная автозаправочная станция должна быть установлена с соблюдением противопожарных разрывов от зданий согласно СП 156.13 130.2014. Минимальные расстояния зависят от объёма резервуаров и категории зданий. Обязательно наличие первичных средств пожаротушения, заземления и молниезащиты.
Типичные ошибки при выборе ведомственной заправочной станции
Занижение объёма резервуара
Частая ошибка — выбор резервуара «впритык» по текущему расходу без учёта роста автопарка. Резервуар должен обеспечивать запас топлива минимум на 2 недели работы — это исключает зависимость от графика поставок и даёт возможность закупать топливо крупными партиями с максимальной скидкой.
Отказ от автоматизированного учёта
Ведомственная заправочная станция без системы учёта по электронным картам — это возврат к талонам и ручному контролю. Воровство топлива, левые заправки, перерасход — всё это продолжается. Автоматизированный учёт окупается за 2−3 месяца только за счёт исключения утечек.
Одностенные резервуары в населённых пунктах
Одностенные резервуары запрещены для установки в населённых пунктах — требуются двустенные с межстенным контролем утечек. Экономия 150−200 тысяч рублей на одностенном резервуаре обернётся штрафами до 500 000 рублей при проверке и требованием демонтажа.
Игнорирование противопожарных требований
Ведомственная автозаправочная станция должна быть установлена с соблюдением противопожарных разрывов от зданий согласно СП 156.13 130.2014. Минимальные расстояния зависят от объёма резервуаров и категории зданий. Обязательно наличие первичных средств пожаротушения, заземления и молниезащиты.
Что даёт ведомственная заправочная станция вашему бизнесу
Собственная заправочная станция превращает топливо из постоянной головной боли в управляемый ресурс: вы сами выбираете поставщика, цену и объём, контролируете каждый литр и не зависите от розничных АЗС. Для большинства предприятий это означает одновременное снижение затрат, рост управляемости и повышение надёжности работы автопарка и техники.
Правильно подобранный формат — мини, контейнерная или модульная заправочная станция в цельносварном или морском контейнере — позволяет учесть объём автопарка, площадку, климат и бюджет, чтобы станция реально работала на бизнес, а не становилась ещё одним проблемным объектом.
Что даёт ведомственная заправочная станция вашему бизнесу
Собственная заправочная станция превращает топливо из постоянной головной боли в управляемый ресурс: вы сами выбираете поставщика, цену и объём, контролируете каждый литр и не зависите от розничных АЗС. Для большинства предприятий это означает одновременное снижение затрат, рост управляемости и повышение надёжности работы автопарка и техники.
Правильно подобранный формат — мини, контейнерная или модульная заправочная станция в цельносварном или морском контейнере — позволяет учесть объём автопарка, площадку, климат и бюджет, чтобы станция реально работала на бизнес, а не становилась ещё одним проблемным объектом.
🎯 Нужна ведомственная заправочная станция для вашего предприятия?
Производим заправочные станции на собственном заводе. Рассчитаем оптимальный формат и объём под ваши задачи, подберём комплектацию и подготовим персональное коммерческое предложение в течение 24 часов. Гарантируем качество изготовления и соблюдение сроков поставки.